Почти у всех есть дети. Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда в комнате ребенка, а то и за ее пределами, бардак: разбросаны игрушки, не прибрана кровать, не сложены вещи, не убрал дитя после еды со стола и т.п. На просьбу убрать за собой, часто слышим «попозже, сейчас пока что мне некогда, но в следующие выходные обязательно…», «я забыл». Или видим обиженное, недовольное лицо, приступающее к ненавистной уборке, ну что-то в этом роде. Еще раз повторюсь, конечно же, не у всех так, но многие с этим встречались, не так ли?
Иногда родителям легче самим убраться, чем заставлять своих чад. При этом мать руководствуется мыслями:
Внимание: чтобы вовремя избежать этих неприятных моментов или по возможности уменьшить их, никогда не заставляйте ! детей убираться дома – а приучайте! Заставляя что-то делать (ругаясь, угрожая папиным ремнем, подкупая чем либо и т.п), мы формируем негативное отношение к данной деятельности. Многим, кого в детстве заставляли убираться дома, процесс уборки снижает настроение, в какой-то степени раздражает, а кто-то практически перестает убираться, запуская свою квартиру. Поэтому, чем раньше вы начнете приучать ребенка к порядку, тем лучше для вас и для него в первую очередь.
Приучая детей, правильно приучая детей к порядку, мы формируем у них такие полезные и необходимые качества как:
Конечно, до 2-3 лет нет смысла приучать малыша к уборке, надо к горшку приучить сначала. Ребенок должен разбрасывать игрушки, строить домики, самолеты, машины оставлять не на полках, а по центру комнаты. Нельзя его за это ругать, в этот день ломать его постройки, результат его серьезного труда. Наоборот, похвалите его за изобретательность. А через какое-то время, когда он увлечется другим делом или ляжет спать, соберите игрушки и приберитесь в комнате.
В возрасте 3-5 лет ребенок также самостоятельно не должен убираться в своей комнате, но он уже может быть помощником вам. Желательно делать все в игровой форме, с улыбкой на лице, например, дать ему тряпочку – пусть протирает пыль с подоконников. Скажите ему, что это как будто бы машинка чистит асфальт на дороге. Он может собирать разбросанные кубики, как будто его ручки – это экскаватор, и складывать их в коробку-грузовик.
Нельзя ребенка заставлять после каждой игры собирать игрушки, разбирать постройки, а то у него может выработаться негатив к играм и он поймет: легче сесть в кресло и смотреть телевизор или поиграть в компьютере, чем собирать потом постоянно игрушки. Есть такое выражение: «Игрушки – это слова ребенка, игра – его язык». Так нужно ли сразу собирать, не лучше поразмыслить, что он старался выразить? Можно найти компромисс, например, сказать: «Давай подвинем твой замок с прохода в уголок, а то мы его можем нечаянно сломать, а он такой классный».
С 6-ти лет дети могут уже самостоятельно прибираться в своей комнате. С ними надо обсуждать уборку спокойно, без повышенных тонов и приказов, как говорилось выше, превращать наведение порядка в веселое занятие (игровые формы в соответствии с возрастом). Дети повторяют все за родителями, поэтому они должны видеть, например, что папа, старший брат или сестра помогают прибираться маме по дому, без предварительной ругани или самостоятельно приступают к уборке, когда маме некогда.
Если ребенок видит, что в доме все, и мама и папа, оставляют свою одежду на диване, а тарелки на журнальном столике, перед телевизором, он задается вопросом, а почему он должен убирать все по полкам. Если ребенок не прибирается, не ругайтесь, просто создайте ситуацию, которая помешает ребенку получить то, что ему хотелось бы, из-за его разбросанных вещей, которые вы тоже не стали прибирать. Например, ребенок хочет есть, а вы говорите, что ужин не готов, потому что, не в чем готовить, посуда-то не вымыта, ну и т.п.
Если к вам приходит убираться домработница, то в своих комнатах убираться дети должны самостоятельно (хоть она там все равно моет полы). Также после приборки ребенка, не надо упрекать его в том, что книги лежат на этой полке, а игрушки расставлены не так и вещи в шкафу повесил неправильно.
Запомните: порядок, что и где должно стоять в комнате, определяет сам ребенок. Родители могут только посоветовать, как бы они расставили предметы, или показать на своем примере. Самое главное, чтобы вещи весели в шкафу, книжки были на полках, а игрушки – не на кровати. После уборки похвалите ребенка, но не нахваливайте и наступит, наконец, тот прекрасный день, когда ребенок неожиданно самостоятельно сделает уборку, чтобы удивить вас и порадовать.
Таким образом, правильно приучая ребенка к порядку, вы убьете двух зайцев:
Иногда бывают ситуации, когда срочно необходимо сделать уборку квартиры или дома: гости, уборка после ремонта, потоп, уборка после праздника, пожара или специфические работы, такие как химчистка мягкой мебели, мойка ковров, дезинфекция, полировка паркета. В этих случаях самый оптимальный вариант – вызвать специалистов клининговой компании, которые качественно, за короткое время выполнят работы по уборке помещений. Когда дети отсутствуют дома, и нет вышеописанных ситуаций, можно просто себя побаловать – заказать клининговые услуги.