Ковёр – плотное тканое изделие, где в качестве материала служит пряжа различного рода (или синтетическая имитация пряжи). Ковры употребляются в декоративных или утеплительных целях для покрытия стен, полов, иногда для диванов, столов и прочих поверхностей, имеющихся в помещении.
Ковры – одно из тех древнейших изобретений, которые служили и служат для утепления и декорирования человеческого жилища: от юрты кочевников до роскошного аристократического дворца, выполненного в барочном стиле. Ковёр на протяжении веков был и предметом искусства и символом достатка. Его выделка требовала длительного и кропотливого ручного труда, что существенно повышало ценность готового изделия.
По технике исполнения и характеру узоров все ковры можно отнести по трём основным группам: войлочные, безворсовые, ворсовые.
После того, как в девятнадцатом веке были изобретены анилиновые красители, ковровое производство вошло в новую эру своего развития. Начался ковровый бум, сопровождавшийся значительным снижением стоимости и повышением конкуренции. Персия со своей многовековой гегемонией стала оттесняться Турцией, Китаем и даже Европой. Но самые лучшие ковры, изготавливаемые из шелковых нитей – до сих пор очень дороги и весьма ценятся среди знатоков. Сегодня синтетические и полимерные краски постепенно вытесняют анилиновые; более современные красители не линяют и не нуждаются в закреплении. Третье поколение красителей (самые современные) – хромовые. Они обладают не таким сочными цветовыми параметрами, хотя по свойствам практически идентичны с натуральными.
Благодаря постоянно совершенствующимся разработкам современные технологии уравняли в качестве шерстяные классические ковры и синтетические изделия. При этом для синтетических ковров характерна более простая эксплуатация: за ними легче ухаживать.
Способ закрепления пряжи на основе и технология производства определяют разделение ковров на следующие типы: тафтинговые («растить пучками» - taft, англ.), иглопробивные, войлочные, плетеные, тканые. Тафтинговые, иглопробивные производства – дешёвые, автоматизированные, скоростные. Тканые ковры изготавливаются значительно сложнее и медленнее. Так как в тканых коврах присутствует имитация ручной работы, то это определяет их более высокую стоимость по сравнению с иглопробивными и тафтинговыми. Тканые варианты – это текстильные плоские изделия, которые состоят из двух систем нитей, перекрещивающихся друг с другом: поперечных и продольных.
В истории тканых ковров, насчитывающей ни одно тысячелетие, были свои периоды взлётов и падений.
Люди с давних пор украшали свои жилища коврами. Плотные куски связанной материи, простые, тканые вручную, - служили не только для декоративных целей; они являлись своеобразным свидетельством о благосостоянии хозяев, и, конечно же, - являлись надёжной защитой от холода.
Первые известные в истории картины, изготовленные в технике тканых ковров, датируются шестнадцатым – одиннадцатым веками до нашей эры. Изображения, свидетельствующие о существовании подобных изделий, были найдены в гробнице Тутмоса IV, которая относится к эпохе Нового Царства. В Бени-Хассане была найдена фреска (десятый век до нашей эры), на которой было распознано древнейшее в истории изображение процесса создания ковров.
На Алтае в Пазырыкском кургане археологами был обнаружен ворсовый ковёр, созданный в пятом веке до нашей эры, который на сегодняшний день считается самым древним из сохранившихся артефактов подобного рода. Предметом научной дискуссии стало место создания ковра. Почти наверняка его изготовили в Западной или Центральной Азии. Армения называется одним из возможных мест. На пазырыкском ковре (хранящемся в Эрмитаже) присутствует лаконичный орнамент с ярко выраженными зооморфными (всадники на лошадях) и антропоморфными элементами.
Исторические ковры выполняли не только роль украшений, но служили хранителями ценной информации. Некоторые ковры можно читать, как книги. Не одна сотня и даже тысяча лет, - таков срок жизнь ковра при правильном хранении.
Особое признание ковры получили в культуре кочевых народов, они нашли широкую популярность в ареалах обитания племён, живущих в юртах. Резко континентальный климат стал причиной того, что ковры появились в кочевой среде.
Ислам запретил изображать живые творения Аллаха. Согласно суровых правил, с ковров исчезли лошади, верблюды, птицы. Когда ислам стал доминировать на Востоке, в ковровых орнаментах появились абстракции и символы; ковры стали тканым выражением Корана. Для посвященного персидский ковёр может служить книгой о строении мироздания. В цвете ковра также может присутствовать особый смысл.
Ввиду дороговизны и редкости ковры при выплате дани являлись непременным вещественным атрибутом. На высокую стоимость ковров влияла исключительно кропотливая ручная работа, при которой использовались редкие краски, привозимые из далёких стран. Для окраски ковров в некоторых мастерских до сих пор используются натуральные красители. Они очень долговечны и при этом – дорогие. Армянские мастера получают карминовый красный краситель из армянской кошенили. Красная краска до сих пор созаётся из корней марены. Чтобы получить жёлтый цвет, из Ирана привозят лучший шафран. А из индиго добывают красители с насыщенными синими тональностями.